Наша история
Наша ИСТОРИЯ.
Время и обстоятельства создания органовснабжения.
Уже в первые годы Советской власти государство через хозяйственные органы приступило к организации производства продукции и материально-технического снабжения. Были созданы Рабочий Контроль (ноябрь 1918 г.), а затем Комиссия использования (1918 г.). В составе ВСНХ были образованы специальные подразделения по снабжению и сбыту продукции, которые с развитием социалистической экономики и применительно к конкретным хозяйственным задачам совершенствовались и видоизменялись. В 1920 г. в составе ВСНХ был создан Совет снабжения и распределения, преобразованный в 1921 г. в Центральное управление снабжения (Центроснаб).
В период восстановления народного хозяйства и в первые годы индустриализации, организация снабжения и сбыта строилась главным образом через тресты и синдикаты, а в годы довоенных пятилеток - через управления снабжения и сбыта отраслевых объединений снабсбытовые органы на местах (1929-1936).
С созданием промышленных наркоматов в их составе последовательно складывалась отраслевая система снабжения и сбыта, включающая главные управления материально-технического снабжения (главснабы) и главные управления по сбыту продукции (главсбыты) с широкой сетью снабженческих и сбытовых контор, баз и складов в районах сосредоточения промышленности.
Формирование этой системы в основном завершилось в предвоенный период.
В годы войны, в целях концентрации ресурсов важнейших видов продукции на нужды обороны и восстановления народного хозяйства, функции обеспечения страны лесом, нефтепродуктами, углем, металлом были централизованы в соответствующих правительственных органах. БСЭ, 3-е изд., т.15.М.,1974. Функцию материально-технического снабжения народного хозяйства, наряду с функциями планирования и контроля за выполнением планов, осуществлял Госплан СССР. Однако, в соответствии с возросшими требованиями государственного управления и планового руководства народным хозяйством в послевоенные годы плановые органы СССР были реорганизованы.
9 января 1948 г. были изданы три указа Президиума Верховного Совета СССР. По второму указу был образован Государственный комитет Совета Министров СССР по материально-техническому снабжению народного хозяйства (Госснаб) (во главе с Л.М.Кагановичем). Указ Президиума Верховного Совета СССР от 9 января 1948 г. см. Закон об утверждении указов Президиума ВС СССР, принятый на Iсессии ВС СССР III созыва 17 июня 1950 г.// ВВС СССР. 1950. N 15.Ст.236
Органы материально-технического снабжения народного хозяйства, как самостоятельные ведомства, просуществовали до 1953 г. При общей реорганизации министерств СССР в марте 1953 г. они были слиты с Госпланом СССР. ВВС СССР. 1953.N 3.Ст.56
При ликвидации совнархозов в октябре 1965 г., функции руководства материально-техническим снабжением были возложены на вновь образованный Государственный комитет Совета Министров СССР по материально-техническому снабжению (с 5 июля 1978 г. - Государственный комитет СССР). Постановление сентябрьского Пленума ЦК КПСС 1965 г. «Об улучшении управления промышленностью»// ВВС СССР. 1965. N 39. Ст.558
ВВС СССР. 1978. N 28.Ст. 436
1 апреля 1991 г. Госснаб СССР был упразднен и на его базе создано Министерство материальных ресурсов СССР. Закон от 1 апреля 1991 г. о создании общесоюзного Министерства материальных ресурсов// ВСНД и ВС СССР. 1991. N 15.Ст.419
Однако, промышленные, территориальные, а позже муниципальные органы МУП ГЛАВСНАБ, ОАО ГЛАВСНАБ, продолжили свое существование и позже были приватизированы на базе конкурсов.
Управление снабжением в строительстве ГЛАВСНАБ
Главснабы строительных министерств выполняют функции, аналогичные главснабам промышленных и других министерств и ведомств. Они осуществляют снабжение строительного производства, как правило, через соответствующие строительные министерства в союзных республиках и главные территориальные строительные управления в РСФСР, имеющие в составе управления материально-технического снабжения.
Во многих республиканских строительных управлениях созданы специальные тресты комплектации, а в строительных трестах - управления производственно-технологической комплектации (УПТК).
Нормативно-правовая база организации и деятельности государственного органа.
Нормативно-правовая база организации и деятельности органов снабжения представлена:
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 января 1948 г., собственно учредившим Госснаб СССР;
Указом Президиума Верховного Совета СССР 1953 г. о слиянии органов снабжения с Госпланом;
Указом Президиума Верховного Совета СССР 1953 г. об образовании Госпродснаба;
Указом Президиума Верховного Совета СССР 1965 г. о преобразовании Государственного комитета по материально-техническому снабжению народного хозяйства в Государственный комитет Совета Министров СССР по материально-техническому снабжению;
Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР 1965 г., принявшим Положение о Госснабе, определившее его основные задачи (утверждено в 1969 г.);
Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 30 сентября 1965 г. «Об улучшении управления промышленностью», перестроившим систему организации материально-технического снабжения по отраслевому принципу;
Указами Президиума Верховного Совета СССР 1965 г. и 1976 г. о назначении на должность и отставке с должности председателя Госснаба СССР Дымшица В.Э.;
Постановлением Госснаба СССР от 15 июля 1971 г. « О порядке прикрепления на прямые длительные связи по поставкам продукции предприятий-потребителей предприятиям-поставщикам»;
Директивами ХХIV съезда КПСС по 5-летнему плану развития народного хозяйства на 1971-1975 гг.;
Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР 1973 г., принявшим «Общее положение о всесоюзном и республиканском промышленных объединениях Совета Министров СССР», об организации материально-технического снабжения всего народно-хозяйственного комплекса;
Постановлением СМ РСФСР 1979 г. о преобразовании Главснабсбыта РСФСР в Госснаб РСФСР, главснабов - в государственные комитеты по материально-техническому снабжению, вследствие чего структура их центрального аппарата была перестроена на основе единых типовых решений;
Указами Президиума Верховного Совета СССР 1976 г., 1978 г., 1985 г.о назначении на должность и отставке с должности председателя Госснаба СССР Мартынова Н.И.;
Постановлением СМ СССР от 27 марта 1986 г. «О переводе объединений, предприятий и организаций отдельных министерств и ведомств на материально-техническое снабжение в порядке оптовой торговли», в соответствии с которым Госснабу СССР выделялись ресурсы для организации материально-технического снабжения в порядке оптовой торговли, 78 фондодержателей, а также научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций независимо от их ведомственной принадлежности; Дизайн сайта
Указами Президиума Верховного Совета СССР 1985 г. и 1989 г. о назначении на должность и отставке с должности председателя Госснаба СССР Воронина Л.А.;
Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 17 июля 1987 г. « О перестройке материально-технического обеспечения и деятельности Госснаба СССР в новых условиях хозяйствования», которое реформировало организационную структуру Госснаба, осуществило перевод системы на полный хозрасчет и самофинансирование;
Постановлением СМ СССР 1988 г. о новой организационной структуре Госснаба, по которой основным звеном являлись территориальные органы;
Указами Президиума Верховного Совета СССР 1989 г. и 1991 г.о назначении на должность и отставке с должности председателя Госснаба СССР Мостового П.И.;
Законом от 1 апреля 1991 г. Съезда Народных депутатов о ликвидации Госснаба СССР и создании общесоюзного Министерства материальных ресурсов.
Место государственного органа в системе государственного аппарата.
Госснаб СССР в системе государственного аппарата образуется (а председатель назначается) Верховным Советом СССР. Положение о Государственном Комитете, его структура утверждается Советом Министров СССР. От имени правительства исходят основополагающие постановления, касающиеся организационной структуры, характера деятельности Комитета материально-технического снабжения. В состав министров входит председатель Госснаба СССР.
Возглавляется Комитет заместителем председателя Совета Министров СССР.
Госснаб СССР тесно взаимодействует со многими органами государственного управления, главным образом с Госпланом СССР.
Изначально функция материально-технического снабжения принадлежала именно Госплану СССР, но в 1948 г. эта функция вошла в компетенцию образованного Государственного комитета по материально-техническому снабжению.
Тем не менее, полномочия этих двух органов достаточно часто переплетались. До 1987 г. разработка в Госплане планов распределения материальных ресурсов по министерствам и союзным республикам и последующее сразу укрупнение этих планов в Госснабе приводили к тому, что по существу одна и та же работа выполнялась двумя органами, что приводило к неоправданному затягиванию выполнения плановых заданий. По этой причине, на июньском Пленуме ЦК КПСС в 1987г. было предложено передать Госснабу СССР из Госплана СССР функции по разработке планов распределения. Сосредоточение в Госснабе функций по разработке балансов и планов распределения позволило без посредников увязывать плановые задания с материально-техническими ресурсами сразу с учетом широкой номенклатуры продукции.
Госснаб СССР осуществляет взаимодействие и с Госарбитражем СССР.
Четкая система реализации планов снабжения достигается путем выявления территориальными органами снабжения, специфицированной потребности в материальных ресурсах, оптимального прикрепления союзглавснабсбытов-поставщиков к потребителям, выдачи нарядов-заказов промышленности на производство и поставку продукции, заключения хозяйственных договоров и организации контроля за поставками. Регулирование взаимоотношений сторон при этом, осуществляется на основе утвержденного Правительством Положения «О поставках продукции производственно-технического назначения» и особых условий поставок по отдельным видам продукции, утверждаемых Госснабом СССР совместно с Госарбитражем СССР.
Также Госарбитраж утверждает Примерный договор на организацию материально-технического снабжения производственного объединения, предприятия. Мазо Н.И. «Организационная структура управления материально-техническим снабжением и ее совершенствование». - М.,1980. С 66-67
Организационная структура.
Руководство материально-техническим снабжением в СССР осуществляет союзно-республиканский Государственный комитет СССР по материально-техническому снабжению, в состав которого входят специализированные на отдельных видах продукции главные управления по снабжению и сбыту (союзглавснабсбыты), главные управления по комплектованию оборудованием, приборами, кабельными и другими изделиями строящихся и реконструируемых предприятий различных отраслей промышленности (союзглавкомплекты), государственные комитеты союзных республик по материально-техническому снабжению (госснабы), главнефтеснабы союзных республик, главные территориальные управления Госснаба СССР (в районах РСФСР), а также подчиненные им снабженческо-сбытовые объединения, отделения, предприятия по заготовкам и переработке вторичного сырья и тары, транспортные и другие организации, учреждения и предприятия.
Госснаб наделен большими правами. В пределах своей компетенции он издает постановления, распоряжения и инструкции, а также дает указания, которые являются обязательными для исполнения всеми министерствами и другими организациями.
Госснаб СССР возглавляется заместителем Председателя СМ СССР. Коллегия Госснаба СССР рассматривает вопросы практического руководства организациями, учреждениями и предприятиями, подведомственными Комитету. Также занимается проверкой исполнения, подбора и использования кадров, проектами важных постановлений, распоряжений и приказов Госснаба СССР, заслушивает доклады и отчеты руководителей управлений и отделов аппарата, центральных и территориальных органов материально-технического снабжения и других организаций системы.
Центральный аппарат Госснаба СССР построен таким образом, чтобы наиболее эффективно и оперативно выполнять возложенные на него функции. Организационная структура аппарата Комитета отражает его специфику, который, с одной стороны, является специальным органом государственного управления, организующим и осуществляющим материально-техническое снабжение,а с другой стороны, является крупным хозяйственным органом, руководящим подведомственными снабженческо-сбытовыми и промышленными предприятиями и организациями.
В составе центрального аппарата созданы управления снабжения и межотраслевых связей по видам продукции, управления, ведающие снабжением отдельных отраслей хозяйства, управления, организующие комплектацию строек оборудованием, перевозки продукции, межотраслевые кооперированные поставки, осуществляющие подбор и расстановку кадров, экономическую, планово-финансовую и договорно-правовую работу, бухгалтерский учет и ведомственный контроль, капитальное строительство, совершенствование управления и методов деятельности органов материально-технического снабжения, техники и технологии переработки грузов, организующие научно-исследовательские работы, внедрение вычислительной техники и автоматизированной системы управления (АСУ) в материально-техническое снабжение.
Входящая в центральный аппарат Госснаба Главная государственная инспекция организует и осуществляет проверки правильности использования и хранения предприятиями материальных ресурсов.
При Госснабе СССР имеется также Междуведомственная комиссия по комплексным проблемам складского хозяйства, которая рассматривает вопросы, связанные с осуществлением единой технической политики в складском хозяйстве материально-технического снабжения, промышленности, строительства и транспорта, и Междуведомственный совет по тарному хозяйству, определяющий основные направления и единую техническую политику в развитии тарного хозяйства и координирующий проводимые работы в этой области всеми министерствами, ведомствами и другими организациями.
Важнейшим принципом управления материально-техническим снабжением является единство системы органов управления. Единая общегосударственная система органов материально-технического снабжения имеет большое преимущество по сравнению с ведомственной (действовавшей в СССР до 1965 г.), при которой обеспечение предприятий, строек и организаций осуществлялось многочисленными органами снабжения и сбыта, подчиненными разным организациям. Это вызывало параллелизм и дублирование в их работе, распыляло материальные ресурсы по многочисленным базам, лишало возможности оперативного маневрирования имеющимися в народном хозяйстве запасами. Такая система вызывала большие издержки обращения.
Для органов материально-технического снабжения наиболее рациональна такая система управления, которая сочетает централизацию функций планирования и единого руководства сферой обращения средств производства в масштабе всей страны с территориальной системой оперативной работы по реализации планов снабжения и доведению материальных ресурсов до потребителей.
Такая система управления позволяет максимально сконцентрировать ресурсы, потребляемые в республике или районе, обеспечить маневренное их использование при минимальных издержках обращения.
Территориальная система органов снабжения должна, в свою очередь, взаимодействовать со специализированными центральными органами, осуществляющими в масштабе всей страны, функции снабжения и сбыта продукции, изготовляемой предприятиями соответствующих отраслей промышленности. Мазо Н.И. «Организационная структура управления материально-техническим снабжением и ее совершенствование». - М.,1980.С 34-75
Наиболее наглядно организационная структура органов снабжения представлена в таблице 1. Мазо Н.И. «Организационная структура управления материально-техническим снабжением и ее совершенствование». - М.,1980. С 11
Центральные органы Госснаба СССР, их функции и структура.
Союзглавснабсбыты
Важнейшими центральными органами Госснаба СССР являются специализированные на поставках отдельных видов продукции главные управления по снабжению и сбыту - союзглавснабсбыты (Союзглавметалл, Союзглавстанкоинструмент, Союзглавхим и др.).
Задачи союзглавснабсбытов определяются общими задачами Госснаба СССР. Они реализуют план снабжения народного хозяйства по соответствующей продукции, разрабатывают материальные балансы и проекты планов распределения продукции, распределяемой Госснабом, осуществляют контроль над своевременным и полным выполнением заказов и планов поставки продукции. На союзглавснабсбыты возложено руководство системой снабжения по соответствующим видам продукции, организация снабжения народного хозяйства этой продукцией, разработка мероприятий по совершенствованию системы специализированных снабженческо-сбытовых органов.
Подчинение союзглавснабсбытов Госснабу, их вневедомственное положение позволяет более эффективно защищать интересы потребителей и воздействовать на поставщиков в деле улучшения качества и расширения ассортимента изготовляемой продукции.
Деятельность союзглавснабсбытов в принципе однородна, но функции каждого из них имеют специфику в зависимости от вида продукции, снабжение и сбыт которой осуществляет то или иное управление.
Союзглавснабсбыты выполняют следующие функции:
обеспечение выполнения планов поставок продукции народного хозяйства и на экспорт, а также предприятиям по поставкам продукции территориальных органов снабжения, и осуществление контроля за своевременностью этих поставок;
• разработка совместно с территориальными органами снабжения мероприятий по расширению, с учетом хозяйственной целесообразности, системы снабжения потребителей продукцией через предприятия по поставкам продукции;
• разработка предложений об увеличении производства дефицитных, прогрессивных и экономичных видов продукции, повышение качества выпускаемой продукции, об уменьшении или прекращении производства продукции, не пользующейся спросом;
• контроль над использованием продукции в народном хозяйстве и разработка предложений о ее экономном и рациональном использовании;
• контроль правильности хранения продукции предприятиями, стройками и снабженческо-сбытовыми организациями;
• методологическое руководство работой снабженческо-сбытовых организаций, специализирующихся на соответствующей продукции в территориальных органах снабжения, разработка мероприятий по развитию сети, специализации и типизации предприятий по поставкам продукции, механизации погрузочно-разгрузочных и транспортных работ, внедрению современных методов управления и вычислительной техники, разработка и утверждение инструкций по организации и технологии работы на снабженческо-сбытовых предприятиях. Проценко О.Д.«Организация планирования и управления материально-техническим снабжением». - М., 1982. С 14
Организационная структура союзглавснабсбытов с марта 1979 г. перестроена по типовой схеме с участием НИИ экономики и организации материально-технического снабжения( НИИМСа), включающей товарные и функциональные подразделения единой номенклатуры и выполняющей аналогичные функции.
Во всех главных управлениях образован отдел сводного планирования, материальных ресурсов и балансов, который осуществляет методическое руководство работой товарных отделов по обеспечению потребности народного хозяйства в соответствующих видах продукции, по разработке материальных балансов, реализации планов снабжения.
Важнейшими подразделениями союзглавснабсбытов являются товарные отделы, каждый из которых, в соответствии с заданиями Государственного плана экономического и социального развития страны, проводит плановую и оперативную работу по обеспечению народного хозяйства, устанавливает между предприятиями рациональные хозяйственные связи, в том числе прямые длительные связи.
Новым в организационной структуре всех союзглавснабсбытов явилось создание отдела по контролю за поставками продукции, основной задачей которого является организация, методическое руководство и координация работы по обеспечению безусловного выполнения министерствами, ведомствами и предприятиями-поставщиками заданий и обязательств по поставкам продукции.
Важную роль в работе союзглавснабсбытов играют технический отдел и отдел совершенствования организации, снабжения и внедрения АСУ. Технический отдел разрабатывает и осуществляет мероприятия по экономии материальных ресурсов в народном хозяйстве, организует контроль над правильным использованием, хранением и качеством продукции. Отдел АСУ занят разработкой эффективных методов управления снабжением и сбытом, включая совершенствование структуры и работы аппарата главка, внедрение прогрессивных форм снабжения, научной организации труда (НОТ) и управления.
На правах главного управления в ведении Госснаба действует Всесоюзное объединение «Внешнепромтехобмен». Это объединение осуществляет в оперативном порядке на сбалансированной основе обмен со странами - членами СЭВ продукцией производственно- технического и иного назначения.
Союзглавкомплекты
Важными центральными органами Госснаба являются также главные управления по комплектованию оборудованием, строящихся и реконструируемых предприятий. Эти главные управления осуществляют комплектование предприятий химической, нефтеперерабатывающей, нефтехимической, тракторной, автомобильной, целлюлозо-бумажной, металлургической, легкой, пищевой и других отраслей промышленности всеми видами технологического, энергетического, подъемно-транспортного, общезаводского оборудования, включая нестандартизованное, арматурой, приборами, средствами контроля автоматизации и связи, кабельными и другими изделиями. Перечень комплектуемых строек утверждают Госснаб и Госплан СССР.
Организационная структура всех союзглавкомплектов построена строго по типовой схеме, предусматривающей подразделения по комплектованию соответствующих отраслей или подотраслей, подразделения по видам комплектуемого оборудования (отдел поставок), функциональные подразделения - планово-экономический, технический, финансово-бухгалтерский, по работе с территориальными органами снабжения, по совершенствованию комплектования, внедрению АСУ и НОТ и др.
Территориальные органы Госснаба, их функции и структура.
Госснаб является союзно-республиканским органом. В связи с этим, подведомственные Комитету территориальные органы материально-технического снабжения в союзных республиках (за исключением РСФСР) - государственные комитеты по материально-техническому снабжению (госснабы союзных республик) находятся в двойном подчинении (советы министров союзных республик и Госснаба СССР). По вопросам организации снабжения народного хозяйства они руководствуются указаниями Госснаба СССР.
Основными задачами территориальных органов снабжения являются:
• реализация фондов на материальные ресурсы, выделенных предприятиям, стройкам и другим организациям, находящимся в районе их деятельности, путем осуществления поставок, как транзитом, так и с баз;
• обеспечение предприятий и организаций продукцией, распределение которой возложено Госснабом на территориальные органы снабжения;
• контроль над поставками продукции из данного района в другие районы страны и на экспорт;
• совершенствование системы и органов материально-технического снабжения в республике или районе;
Госснабом была проведена значительная работа по улучшению, упрощению и унификации структуры территориальных органов снабжения. В основу был положен принцип осуществления в одном звене функций по планированию и реализации планов материально-технического снабжения тех или иных видов продукции. Для большинства союзных республик и районов РСФСР и УССР была применена схема, предусматривающая функционирование единых специализированных, а в ряде случаев и универсальных хозрасчетных объединений и управлений, выполняющих весь комплекс функций по планированию, распределению, реализации фондов и складскому обслуживанию потребителей.
Таким образом, обеспечивалось четкое разграничение функций между аппаратом Госснаба республики и подведомственными ему организациями, ликвидируется дублирование в работе.
При преобразовании в 1979 г. главснабов союзных республик в государственные комитеты по материально-техническому снабжению, структура их центрального аппарата была перестроена на основе единых типовых решений. СП СМ СССР. 1979.N 42. Ст.234
Аналогична и структура аппарата главных территориальных управлений. Одним из важнейших подразделений аппарата является отдел материальных ресурсов и балансов, который руководит разработкой плана материально-технического снабжения.
Большое значение в территориальных органах снабжения придается контролю за поставками продукции производственными объединениями и предприятиями-поставщиками в другие союзные республики и районы.
Для этой цели в аппарате всех госснабов республик и главных территориальных управлений создавались специальные подразделения, которые организовывали и руководили работой подведомственных, специализированных и универсальных объединений и управлений по контролю за поставками продукции поставщиками, по заключенным ими договорам и принятым к исполнению нарядам, а также обеспечивали непосредственный контроль за поставками на экспорт, по специальным постановлениям и распоряжениям, в районы Крайнего Севера, сельскому хозяйству, пусковым стройкам и по другим важным направлениям.
В общегосударственную систему материально-технического снабжения входит также специализированная сеть органов нефтеснабжения, состоящая из республиканских комитетов или главных управлений по обеспечению нефтепродуктами, находящимися в двойном подчинении (советы министров соответствующих союзных республик и Госснаба СССР) и подведомственных им территориальных управлений, распределительных нефтебаз, АЗС и других организаций, обслуживающих всех потребителей, независимо от их ведомственной подчиненности, а также владельцев транспортных средств, имеющихся в личной собственности граждан.
Ведомственные органы снабжения и сбыта
Роль министерств в организации снабжения заключается в:
• определении потребности в материальных ресурсах, всех входящих в систему министерства промышленных и производственных объединений, предприятий и организаций, распоряжении материальными ресурсами, выделенными министерству;
• распределении выделенных министерству фондов на материальные ресурсы между одноименными министерствами союзных республик, всесоюзными промышленными объединениями союзного подчинения, а также перераспределении в необходимых случаях этих фондов с учетом выполнения и перевыполнения производственной программы;
• разработке и утверждении планов внутриотраслевых поставок продукции с учетом необходимости первоочередного и безусловного обеспечения межотраслевых кооперированных поставок по планам, разрабатываемым Госснабом;
• контроле над реализацией фондов на сырье, топливо, оборудование, своевременным заключением договоров на поставку продукции, выполнением договорных обязательств.
Руководство всем делом материально-технического снабжения в министерствах осуществляют управления или главные управления материально-технического снабжения (главснабы) министерств. Их структура строится на сочетании товарных, плановых и функциональных подразделений.
При создании общегосударственной системы материально-технического снабжения, исходя из специфики деятельности транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, им было разрешено сохранить ранее действовавшую систему снабжения в министерствах, осуществляющих руководство железнодорожным, морским, речным и воздушным транспортом, транспортным строительством, связью, сельским хозяйством, энергетикой и электрификацией, газовой промышленностью. Эти министерства имеют право на централизованное снабжение через союзглавснабсбыты Госснаба СССР, минуя территориальные органы снабжения. Однако многие из них постепенно перешли на снабжение через территориальные органы снабжения, было разрешено также сохранить исполкомы местных Советов народных депутатов.
Управление снабжением в промышленности
На всесоюзные и республиканские промышленные объединения возложены важные функции по материально-техническому снабжению, им предоставлены соответствующие права в этой области, определенные Общим положением о всесоюзном и республиканском промышленных объединениях Общее положение о всесоюзном и республиканском промышленных объединениях.1973// СП СМ СССР 1973.N 7. Ст. 32.
Эти объединения организуют материально-техническое снабжение всего производственно-хозяйственного комплекса.
Основной задачей служб материально-технического снабжения промышленных предприятий и производственных объединений является своевременное, бесперебойное и комплектное обеспечение основных и вспомогательных цехов и служб всеми необходимыми для выполнения производственной программы материалами, полуфабрикатами, комплектующими изделиями, оборудованием и топливом при минимальных транспортно-заготовительных расходах, обеспечение правильного хранения и использования материальных ценностей, максимальная мобилизация внутренних ресурсов.
Организационное построение и структура зависят от масштабов производства, объемов и номенклатуры, используемых материалов и изделий, территориального размещения цехов и филиалов, наличия материально-технической базы - складов и заготовительных цехов.
На большинстве предприятий действуют единые отделы материально-технического снабжения, обеспечивающие цехи, отделы и службы предприятия всеми видами сырья, топлива, материалов и оборудования. Внутренняя структура отделов материально-технического снабжения включает в себя плановую группу, материальные группы по видам материалов и оборудования, на ряде предприятий - также транспортно-диспетчерскую группу.
Централизованная структура управления материально-технического снабжения в производственных объединениях позволяет сократить численность аппарата управления, сконцентрировать материальные ресурсы, более оперативно, при меньших производственных запасах, решать вопросы обеспечения производства сырьем и материалами, ускорить оборачиваемость.
Управление снабжением в строительстве
Главснабы строительных министерств выполняют функции, аналогичные главснабам промышленных и других министерств и ведомств. Они осуществляют снабжение строительного производства, как правило, через соответствующие строительные министерства в союзных республиках и главные территориальные строительные управления в РСФСР, имеющие в составе управления материально-технического снабжения.
Во многих республиканских строительных управлениях созданы специальные тресты комплектации, а в строительных трестах - управления производственно-технологической комплектации (УПТК).
Управление снабжением транспорта и связи
Главснабы транспортных министерств и Министерства связи СССР, как и других министерств, сохранивших ведомственную систему снабжения, имеют в своем подчинении хозрасчетные межобластные конторы материально-технического снабжения с базами и складами, расположенными в крупных промышленных центрах.
Местные органы управления транспортных министерств и Министерства связи также имеют соответствующие службы снабжения. Так, в системе МПС при управлениях железных дорог имеются службы материально-технического снабжения, при отделениях железных дорог - отделы снабжения.
Управление снабжением в сельском хозяйстве
Специальная сеть органов материально-технического снабжения, обеспечивающих колхозы, совхозы и другие сельскохозяйственные предприятия, находится в ведении Государственного Комитета СССР по производственно-техническому обеспечению сельского хозяйства (Госкомсельхозтехника), являющегося союзно-республиканским органом. Он имеет во всех союзных республиках соответствующие республиканские комитеты, в краях и областях - краевые (областные) объединения, в районах - районные и межрайонные отделения.
Система Госкомсельхозтехники располагает разветвленной сетью республиканских, областных, районных и межрайонных баз, торговых контор и специализированных магазинов, обслуживающих колхозы, совхозы и пр.
Структура аппарата Госкомсельхозтехники, республиканских комитетов и областных объединений включает управления (отделы) по торговле сельхозтехникой и товарами производственного назначения, управление заказов, испытания и внедрения новой техники, бюро информации и рекламы, а также функциональные и другие подразделения.
Управление снабжением предприятий и организаций местного подчинения
Исполкомам местных советов, как было указано выше, разрешено сохранить самостоятельную систему органов снабжения и сбыта. Эту систему можно рассмотреть на примере Госснаба РСФСР.
Структурно система Госснаба РСФСР выглядит следующим образом. В составе его центрального аппарата 14 товарных управлений и18 функциональных управлений и отделов. Материально-техническое обеспечение народного хозяйства СССР. Стат.сб.М., 1988.
При Госснабе РСФСР создан Главный информационно-вычислительный центр.
В каждой автономной республике, крае, области действовали органы материально-технического снабжения: госснабы АССР и краевые, областные управления снабжения и сбыта, которые находились в двойном подчинении - соответственно Советам министров АССР, крайисполкомам и облисполкомам, с одной стороны, и Госснабу РСФСР - с другой.
В соответствии с положением Госснаб РСФСР, получив заявки от местных Советов и определив потребность в ресурсах, формировал план материально-технического снабжения в целом по РФ и по автономным республикам, краям и областям. Выделенные ресурсы направлялись местным Советам, как основным фондодержателям.
Госснаб РСФСР осуществлял снабжение более 600 тысяч потребителей. Из них преобладающее количество - мелкие, с небольшими материальными фондами, которым материальные ресурсы выделялись в основном для ремонтно-эксплуатационных нужд. Местными Советами проводилась работа по переводу на прямые длительные хозяйственные связи поставок местных строительных материалов.
Совет Министров РСФСР во исполнение постановления Совета Министров СССР от 27 марта 1986 г. «О переводе объединений, предприятий и организаций отдельных министерств и ведомств на материально-техническое снабжение в порядке оптовой торговли» принял соответствующее постановление от 23 мая 1986 г. Постановление СМ СССР от 27 марта 1986 г. «О переводе объединений, предприятий и организаций отдельных министерств и ведомств на материально-техническое снабжение в порядке оптовой торговли» // СП СМ СССР. 1986.N 78. Ст.134. Этим постановлением определено, что с 1 января 1987 снабжение материальными ресурсами научно-исследовательских, проектных, проектно-конструкторских, конструкторских, технологических и ряда других организаций и предприятий будет осуществляться в порядке оптовой торговли через организации Госснаба РСФСР (вопрос развития оптовой торговли считался важнейшей хозрасчетной задачей на тот период, она рассматривалась как одно из главных направлений перестройки материально-технического в свете решений ХХVII съезда КПСС).
Госснабом РСФСР во исполнение данных постановлений была проведена большая подготовительная работа; были выпущены и разосланы на места Методического указания по планированию и организации снабжения потребителей в порядке оптовой торговли продукцией производственно-технического назначения, в которые вошли утвержденные Положение об оптовой торговле, примерный договор и ряд других необходимых документов.
АСУ Госснаба РСФСР разрабатывалась в рамках республиканской программы по созданию АСУ народного хозяйства РСФСР «АСУ - Россия» и имела сложную трехступенчатую структуру: центральный аппарат комитета, госснабы АССР, управления снабжения и сбыта крайисполкомов, облисполкомов, предприятия по поставкам продукции, межрайонные базы и мелкооптовые магазины.
С 1988 г. в системе Госснаба СССР введена новая организационно-функциональная структура. Постановление Госснаба СССР. 1988. N 14 основным звеном системы стали территориальные органы, функционирующие, как единые территориально-хозяйственные комплексы.
В состав этого комплекса входили на хозрасчетных началах универсальные и специализированные предприятия по оптовой торговле с цехами по оказанию услуг производственного характера, магазины оптовой и комиссионной торговли, пункты проката приборов, оборудования и строительной техники. Мазо Н.И. «Организационная структура управления материально-техническим снабжением и ее совершенствование». - М.,1980. С 12-46
В разное время место председателя Госснаба СССР занимали разные партийные деятели.
Дымшиц В.Э. (2.10.1965 - 25.06. 1976 )
ДЫМШИЦ ВЕНИАМИН ЭММАНУИЛОВИЧ (15(28).09.1910 - 23.05.1993) Родился в Феодосии Таврической губернии (ныне Крымская автономная республика в составе Украины) в семье служащего. Трудовую деятельность начал в 1927 рабочим на шахте в Донбассе. В 1929-1931 учился в Московском автогенно-сварочном учебном комбинате. В 1931-1932 на строительстве Кузнецкого металлургического завода: прораб, инженер, заведующий производством, заместитель начальника работ сварочной конторы. В 1932 директор Уральской областной сварочной конторы. С 1933 начальник цеха инженерных конструкций на строительстве завода "Азовсталь" в Мариуполе. Член ВКП(б) с 1937. С 1937 директор завода металлоконструкций на строительстве "Азовстали", начальник строительства Криворожского металлургического завода. С 1939 управляющий трестами "Магнитострой" (1939-1946) и "Запорожетрой" (1946-1950). В 1945 окончил МВТУ им. Н.Э. Баумана (экстерном). В 1950-1953 заместитель министра строительства предприятий тяжелой индустрии СССР. В 1953-1954 начальник Главного управления по строительству предприятий свинцовой промышленности Министерства строительства СССР. В 1954-1957 заместитель министра строительства предприятий металлургической и химической промышленности СССР. В 1957-1959 главный инженер строительства Бхилайского металлургического завода в Индии. В июне 1959 - сентябре 1961 начальник отдела капитального строительства Государственного планового комитета СМ СССР - министр СССР. В сентябре 1961 - июле 1962 первый заместитель председателя Государственного планового комитета СМ СССР - министр СССР. В июле 1962 -декабре 1985 заместитель председателя СМ СССР. Одновременно в июле - ноябре 1962 председатель Государственного планового комитета СМ СССР. В ноябре 1962 - октябре 1965 председатель Совета народного хозяйства СССР. В октябре 1965 - июне 1976 председатель Госкомитета СМ СССР по материально-техническому снабжению. ВВС СССР. 1965. N 39. Ст. 560
ВВС СССР. 1976. N 26.Ст. 395 С 1985 на пенсии. Герой Социалистического Труда (1980). Лауреат Сталинских премий (1946, 1950). Член ЦК КПСС в 1961-1986. Депутат ВС СССР в 1962-1989. Государственная власть СССР. Высшие органы власти и управления и их руководители.1923-1991гг.Историко-биографический справ./сост.В.И.Ивкин.-М.,1999.-с.235-236
Мартынов Н.В. ( 25.06.1976 - 15.11.1985)
МАРТЫНОВ НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ
(13(26). 04. 1910 - 22.11.1998)
Родился в семье рабочего. Русский. Член Коммунистической партии с 1932 г. Образование незаконченное высшее: окончил в 1933 г. четыре курса Московского вечернего энергетического института.
С 1925 г. помощник машиниста. С 1927 г. электромонтер. С 1929 г. на авиационном заводе в Москве: электромеханик, мастер, начальник энергетического отдела завода. В 1933-1934 гг. курсант Военно-морской летной школы в Ейске. С 1934 г. работал на оружейном заводе в Татарской АССР: начальником энергетического цеха, главным механиком, главным инженером, заместителем директора. С 1939 г. директор Тульского оружейного завода Наркомата боеприпасов СССР. С 1941 г. заместитель наркома боеприпасов СССР. В марте 1946 - марте 1953 гг. заместитель, а с 1947 г. первый заместитель министра сельскохозяйственного машиностроения СССР. В марте 1953 - апреле 1954 гг. член коллегии Министерства машиностроения СССР. В апреле 1954 - июле 1955 гг. - начальник военно-мобилизационного отдела министерства автомобильного, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР. В июле 1955 - мае 1957 гг. заместитель министра тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР. С мая 1957 г. первый заместитель председателя, председатель Ташкентского совнархоза. С 1960 г. председатель СНХ Узбекской ССР. С 1962 г. секретарь ЦК КП Узбекистана - председатель Бюро ЦК КП Узбекистана по руководству промышленностью и строительством. В октябре 1964 - октябре 1965 гг.заместитель председателя СНХ СССР - министр СССР. С октября 1965 г. первый заместитель председателя Государственного Комитета Совета Министров СССР по материально-техническому снабжению. В 1976 г. председатель Государственного Комитета Совета Министров СССР по материально-техническому снабжению. В 1978-1985 председатель Государственного Комитета СССР по материально-техническому снабжению. ВВС СССР. 1976. N 26. Ст.396
ВВС СССР. 1978. N 28. Ст.436
ВВС СССР. 1985. N 47. Ст.890 с ноября 1985 г. персональный пенсионер союзного значения.
Депутат Верховного Совета СССР 6-11 созывов. В 1961-1966 гг. член Центральной Ревизионной Комиссии КПСС. В 1981-1986 гг. - член ЦК КПСС. Герой социалистического труда. Награжден тремя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденом Кутузова 2-ой степени, орденом Отечественной войны 1-ой степени, четырьмя орденами Трудового Красного Знамени. Лауреат Государственной премии СССР (1951). Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. «Государственная власть СССР. Высшие органы власти и управления и их руководители».1923-1991гг.Историко-биографический справ./сост.В.И.Ивкин.-М.,1999.-с.409-410
Воронин Л.А. (15.11.1985 - 28.06.1989)
ВОРОНИН Л.А.(22.02.1928)
Член Компартии с 1953 г. Образование высшее: в 1949 г. окончил Уральский политехнический институт имени С.М.Кирова по специальности инженер-механик.
В 1944-1949 студент Уральского политехнического института в Свердловске. В 1959-63 главный инженер предприятия п/я 33, г.Каменск-Уральский Свердловской области. В 1963 г. главный инженер предприятия п/я 340 Среднеуральского СНХ в Свердловске. С 1963 г. начальник управления радиотехнической и электрической промышленности Среднеуральского СНХ. С 1965 г. директор Красногорского механического завода Министерства оборонной промышленности СССР. С 1968 г. начальник управления Министерства оборонной промышленности СССР.
С 1969 г. начальник Главного планово-производственного управления Министерства. В 1972-79 гг. заместитель министра оборонной промышленности СССР. В 1979-80 гг. первый заместитель министра оборонной промышленности СССР. С октября 1980 г. первый заместитель председателя Госплана СССР. В ноябре 1975 - июне 1989 гг. - заместитель председателя СМ СССР, председатель Госснаба СССР. ВВС СССР.1985. N 47. Ст.89
ВСНД и ВС СССР. 1989. N 1.Ст.28С июля 1989 г. - первый заместитель председателя СМ СССР по общим вопросам. В декабре 1990 г. персональный пенсионер союзного значения.
Депутат ВС СССР 10-11 созывов. Член ЦК КПСС в 1981-1990 гг. Награжден Орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, орденом « Знак почета». Лауреат Ленинской премии. Государственная власть СССР. Высшие органы власти и управления и их руководители.1923-1991гг. «Историко-биографический справ.»/сост.В.И.Ивкин.-М.,1999.-с.255 Мостовой П.И. (17.07.1989 - 1.04. 1991)
МОСТОВОЙ ПАВЕЛ ИВАНОВИЧ (р. 26.04.1931) Родился в селе Семеновка Изюмского округа УССР (ныне Барвенковский район Харьковской области Украины) в семье рабочего. Украинец. Член Коммунистической партии с 1955 г. Образование высшее: окончил в 1962 г. Харьковский всесоюзный политехнический заочный институт по специальности инженер-механик.
В 1952-1953 механик Прикульского лесозаготовительного участка Томского энерголеспромхоза треста "Энерголес".
С 1953 работал в Пестовском районе Новгородской области: инженер-контролер авторемонтного завода треста "Энерголес" (1953-1954), секретарь райкома ВЛКСМ (1954-1955). В 1955-1956 преподаватель автодела и электротехники в средних школах г. Краматорска Сталинской области. Член КПСС с 1955. С 1956 на хозяйственной работе в Краматорске: механик чугунолитейного цеха, начальник смены Старокраматорского машиностроительного завода (1956-1959), главный инженер Новокраматорской инженерной базы (1959-1961), главный инженер укрупненного автопарка (1961-1964). В 1962 окончил Харьковский политехнический заочный институт. С 1964 первый заместитель председателя, председатель Краматорского горисполкома. С 1970 на партийной работе: первый секретарь Краматорского горкома (1970-1971) Компартии Украины, секретарь Донецкого обкома (1971-1975). С 1975 первый заместитель начальника, начальник Главного управления СМ УССР по материально-техническому снабжению. В 1978-1979 председатель Госкомитета УССР по материально-техническому снабжению.В июле 1989-марте 1991 заместитель председателя СМ СССР. В июле 1989 - апреле 1991 председатель Госкомитета СССР по материально-техническому снабжению. ВСНД и ВС СССР. 1989.N 7. Ст.159
ВСНД и ВС СССР. 1991. N 15. Ст. 419.С апреля 1991 г. персональный пенсионер союзного значения. Народный депутат СССР. «Государственная власть СССР. Высшие органы власти и управления и их руководители».1923-1991гг. «Историко-биографический справ.»/сост.В.И. Ивкин -М.,1999.-с.431
Основные направления деятельности.
Первоначально на Госснаб СССР была возложена задача материально-технического снабжения народного хозяйства металлом, топливом, электроэнергией, оборудованием, строительными материалами, химикатами, продовольственными и промышленными товарами в целях выполнения и перевыполнения государственных народнохозяйственных планов.
Госснабу СССР были переданы управления учета и распределения материальных фондов из Госплана СССР, а также главные управления при СМ СССР: Главметаллоснаб, Главснабуголь, Главнефтеснаб иГлавснаблес.
В апреле 1951 г. из Госснаба СССР были выделены функции снабжения народного хозяйства СССР продовольственными и промышленными товарами. Осуществление этих функций было возложены на образованный Государственный Комитет СМ СССР по снабжению продовольственными и промышленными товарами (Госпродснаб). ВВС СССР.1953. N 3.Ст.56Цикулин В.А. «История государственных учреждений СССР 1936-65 гг.» - М.,1966.С 24
В 1969 г. было утверждено положение о Госснабе, где были определены его основные задачи: реализация планов материально-технического снабжения, организация сбыта готовой продукции, установление рациональных связей между поставщиками и потребителями, контроль за выполнением министерствами планов поставок продукции, выявление и реализация излишков продукции.Постановление сентябрьского Пленума ЦК КПСС 1965 г. «Об улучшении управления промышленностью»// ВВС СССР.1965. N 39. Ст.558
Характерной и отличительной чертой материально-технической базы материально-технического снабжения является специфичность выполняемых ею функций, определяющих назначение и характер использования средств труда и предметов труда в производственном процессе.
Производственные функции в отрасли материально-технического снабжения можно условно разделить на четыре самостоятельные группы, каждая из которых характеризуется спецификой функционирования предмета труда и требует средств труда, соответствующих таким процессам производства данной группы, как:
• хранение средств производства и выполнение операций по их перемещению от поставщика к потребителю;
• услуги производственного характера по подготовке средств производства к промышленному потреблению;
• изготовление и ремонт продукции, необходимой для рационального и экономичного перемещения средств производства от поставщика к потребителю;
• вовлечение отходов и расширение за счет этого сырьевой базы основных отраслей промышленного и сельскохозяйственного производств.
Важнейшими функциями Госснаба являются реализация плана материально-технического снабжения по номенклатуре продукции народнохозяйственного плана, а также распределение продукции межотраслевого назначения, планы производства которой утверждаются соответствующими министерствами. Эта работа осуществляется управлениями Госснаба СССР, союзглавснабсбытами и его территориальными органами на местах. Номенклатура продукции, распределяемой Госснабом СССР, насчитывала более 13тысяч наименований и являлась расшифровкой номенклатуры народнохозяйственного плана по маркам, типам, моделям, сорторазмерам и другим признакам.
Поскольку Госснаб СССР объединяет функции организации снабжения и сбыта, то со стороны снабжения он реализует государственный заказ промышленности, определяет наилучших в данных конкретных условиях поставщиков на основе принципов соревновательности, организует при необходимости совместно с Госстандартом СССР входной контроль качества продукции. Со стороны сбыта Госснаб организует детальное изучение и обобщение запросов конкретных потребителей и осуществляет при необходимости совместно с ГКНТ СССР заказ на разработку и создание принципиально новых изделий, оборудования и технологий, удовлетворяющих требованиям определенных потребителей.
Органы Госснаба СССР являлись временным владельцем примерно 5 % реализуемых в году материальных ресурсов, т. е. той части ресурсов, которую они выкупали у продуцентов с целью последующей складской реализации потребителям через предприятия по поставкам продукции Госснаба и по которой осуществляли децентрализованную разнарядку. Распоряжались они свыше 1/3 всех произведенных в стране ресурсов.
Важной задачей территориальных органов Госснаба СССР является обеспечение развития комплексного снабжения, способствующего удовлетворению потребностей потребителей в материальных ресурсах и улучшению их обслуживания. В рамках комплексного снабжения оказываются следующие услуги: складское снабжение по согласованным с потребителями оперативно-календарным графикам поставки с учетом нужд производства, обеспечение транзитных поставок потребителям, путей взаимодействия с изготовителями на основе договоров с ними, а также предоставление потребителям гарантии поставок продукции из запасов предприятий по оптовой торговле в случае задержки ее отгрузки изготовителем. Кроме того, комплексное снабжение предусматривает оказание потребителям услуг по подготовке продукции к производственному потреблению и централизованной доставке.
Комплексное снабжение осуществляется по договору, заключаемому между Госснабом союзной республики (или главным территориальным управлением) с подведомственными предприятиями по оптовой торговле, с одной стороны, и производственным объединением (комбинатом), предприятием - с другой. Основой заключаемого договора служит Примерный договор на организацию материально-технического снабжения производственного объединения, предприятия, организации, утвержденный Госснабом СССР и Госарбитражем при СМ СССР. В договоре определяются взаимные обязательства сторон, порядок организации снабжения, расчетов между ними, перечень оказываемых услуг, взаимная имущественная ответственность.
В условиях перевода на полный хозрасчет территориальных органов Госснаба СССР, роль внутрихозяйственного расчета и подрядных форм работы, таких структурных единиц и подразделений, как пункты проката и цехи по оказанию производственных услуг, в деле развития и повышения эффективности услуг, качества обслуживания потребителей, существенно возросла.
Анализируя деятельность Госснаба СССР в период 1965 - 1987 гг., необходимо отметить постоянное совершенствование структуры аппарата Комитета, изменение в сторону улучшения основных принципов работы органов Госснаба, построение рациональной системы управления.
Постановление сентябрьского пленума ЦК КПСС «Об улучшении управления промышленностью» установило организационные формы и основные задачи органов материально-технического снабжения в новых условиях управления промышленностью через отраслевые министерства.Постановление сентябрьского Пленума ЦК КПСС 1965 г. «Об улучшении управления промышленностью»// ВВС СССР.1965. N 39. Ст.558. Этим постановлением определено, что общесоюзные и союзно-республиканские министерства являются распорядителями материально-технических ресурсов, выделяемых на развитие соответствующих отраслей промышленности. Они определяют потребность предприятий в материалах и оборудовании, распределяют выделенные фонды на материалы между потребителями, осуществляют контроль за реализацией фондов.
Существовавшие в экономических районах органы материально-техническогоснабжения, организованные по территориальному принципу, были сохранены и на них возложена реализация фондов на материальные ресурсы. Вместе с центральными органами они были объединены в общегосударственную систему органов материально-технического снабжения.
Таким образом, в СССР материально-техническое снабжение было впервые организационно оформлено в самостоятельную отрасль социалистического планового хозяйства, что было обусловлено объективным процессом разделения труда и специализацией функций управления в народном хозяйстве и полностью соответствует значению и той особой роли, которую органы снабжения и сбыта играют в создании совокупного общественного продукта, выражающейся в продвижении средств производства от производителей к потребителям, на основе планомерного распределения материальных ресурсов в социалистическом хозяйстве. Микалюнас Л.В., Минкин З.С. «Материально-техническое снабжение: новый механизм хозяйственного расчета». - М.,1989.С 36-42, 50-52, 112
Одним из главных направлений совершенствования управления процессом материально-технического снабжения являлось развитие экономически целесообразных прямых длительных хозяйственных связей между предприятиями. Они создавали более гибкие условия снабжения и сбыта, обеспечивали требуемую ритмичность поставок продукции, повышали эффективность производства и производительности труда, улучшали использование производственных фондов предприятий-потребителей и одновременно способствовали формированию устойчивых портфелей заказов у поставщиков.
На ХХIV съезде КПСС отмечалось, что поставленная реформой 1965 г. задача - ввести хозрасчет во всех отраслях промышленности - не выполнена, за чем последовало постановление Госснаба СССР от 15 июля 1971 г. «О порядке прикрепления на прямые длительные хозяйственные связи по поставкам продукции предприятий-потребителей предприятиям-поставщикам», в котором было установлено, что развернутый ассортимент (номенклатура) продукции, внутриквартальные сроки поставок, специальные требования к качеству продукции и другие условия взаимоотношений сторон определяются в договорах, заключаемых предприятиями на длительные сроки. Материалы ХХIV съезда КПСС.М.,1971.С.36-40,55-56,67-70,135-136.Преимущества долгосрочных хозяйственных договоров по сравнению с годичными заключаются в том, что они позволяют сторонам определить условия взаимного сотрудничества по выполнению планов и обязательств на длительный срок.
Формирование прямых длительных хозяйственных связей осуществляется общегосударственной системой органов Госснаба СССР с широким участием министерств, объединений и предприятий, поскольку промышленные предприятия не могут произвольно, по своему усмотрению, выбирать потребителей для сбыта основных видов продукции, распределяемой в плановом порядке, а потребители - поставщиков для приобретения необходимых средств производства.«Проблемы совершенствования материально-технического снабжения. Сборник статей / под ред. В.С.Куротченко». - М.,1972. С.33-42
ХХIV съезд партии поставил большие задачи в области совершенствования системы управления материально-техническим снабжением в стране. В системе Госснаба удалось упразднить 280 структурных подразделений и высвободить 1400 единиц административно-управленческого персонала. «Материально-техническое обеспечение народного хозяйства СССР. Стат.сб.» М., 1988.Была упорядочена структура союзглавснабсбытов при Госснабе СССР. В них сформированы подразделения для решения вопросов развития прямых длительных хозяйственных связей между поставщиками и потребителями, совершенствования методов разработки и реализации планов снабжения, использования современной вычислительной техники. Был упразднен или передан в систему Госснаба СССР ряд снабженческо-сбытовых организаций Минцветмета СССР, Минстройдормаша, Минпромстроя СССР, Минморфлота, Кинокомитета СССР, Министерств геологии, рыбного хозяйства, нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности и некоторых других.
Главные направления перестройки системы материально-технического обеспечения определены решениями июньского (1987) пленума ЦК КПСС, постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 17 июля 1987 г. «О перестройке материально-технического обеспечения и деятельности Госснаба СССР в новых условиях хозяйствования», принятыми Госснабом СССР решениями о перестройке его организационной структуры и о переводе территориальных органов и подведомственных предприятий и организаций системы Госснаба СССР на полный хозрасчет и самофинансирование.Постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 17 июля 1987 г. «О перестройке материально-технического обеспечения и деятельности Госснаба СССР в новых условиях хозяйствования»//СП СМ СССР. 1987. N 47. Ст.44
В системе Госснаба СССР в качестве основного хозрасчетного звена выступают территориальные органы материально-технического снабжения (главные территориальные управления, госснабы союзных республик, не имеющие областного деления) с входящими в их состав структурными единицами - снабженческо-сбытовыми организациями и предприятиями. К основному хозрасчетному звену системы Госснаба СССР следует отнести также предприятия и организации, подчиненные территориальным органам материально-технического снабжения и сохранившие свою хозяйственную самостоятельность.
Госснабы союзных республик определяют контрольные цифры и устанавливают нормативы хозяйственной деятельности подведомственных организаций, контролируют их выполнение и осуществляют общее регулирование деятельности снабженческо-сбытовых организаций в республике.
Что касается центрального аппарата Госснаба СССР, являющегося органом государственного управления, то и здесь возможно целесообразное использование отдельных элементов хозрасчета. Кроме этого, Госснаб СССР может рассматриваться, как центр отраслевой хозрасчетной системы, управляющий ею на основе экономических методов, и в первую очередь путем создания и использования централизованных фондов финансовых ресурсов и резервов.
Важное значение имеет также расширение и совершенствование оптовой торговли средствами производства через территориальные снабженческо-сбытовые базы, склады и магазины. Союзные и республиканские органы Госснаба СССР имели в 1983 г. в разных районах страны около 4 тыс. хозрасчетных снабженческо-сбытовых организаций, которые обслуживали более 250 тыс. предприятий. Эта громоздкая, дорогостоящая и плохо работавшая система в условиях перестройки являлась тормозом ускорения развития народного хозяйства. Одно из перспективных направлений - развитие оптовой торговли средствами производства. Коржихина Т.П. «Советское государство и его учреждения: ноябрь 1917 г -декабрь 1991г». М.,1994.с.287. Оптовая торговля позволяет создать более гибкие условия для снабжения потребителей в соответствии с их заказами, лучше выявлять действительную потребность в материалах и изделиях предприятий и организаций, как по объему и ассортименту, так и во времени. Для развития оптовой торговли Госснаб СССР передал территориальным органам снабжения на распределение свыше 12 тысяч групповых наименований продукции. Куротченко В.С. «Материально-техническое снабжение в новых условиях хозяйствования». - М., 1975. С 186
Однако наладить оптовую торговлю так и не удалось.
В 1987 г. организации и предприятия системы Госснаба СССР были переведены на нормативное распределение прибыли в государственный бюджет и на собственные нужды. В соответствии с распоряжением Совета Министров СССР для Госснаба СССР в целом на годы двенадцатой пятилетки установлен норматив платежей в бюджет в размере 13 % от общей суммы прибыли. При условии соблюдении этого норматива по системе в целом Госснабу СССР разрешено устанавливать главным территориальным управлениям и госснабам союзных республик дифференцированные нормативы платежей в бюджет.
Внедрение в организациях Госснаба СССР системы внутрихозяйственного расчета предполагает установление материальной ответственности структурных единиц и подразделений во взаимоотношениях друг с другом и перед организацией в целом; материальное поощрение работников и организацию социалистического соревнования между трудовыми коллективами и работниками на основе установления системы показателей. «Проблемы совершенствования материально-технического снабжения. Сборник статей / под ред. В.С.Куротченко». - М.,1972. С 226-231
Источники:
Ведомости Верховного Совета СССР.1950.N 15, Ст.236;
Ведомости Верховного Совета СССР.1953.N 3, Ст.56;
Ведомости Верховного Совета СССР.1965.N 39, Ст.558;
Ведомости Верховного Совета СССР.1965.N 39, Ст.560;
Ведомости Верховного Совета СССР.1978.N 28, Ст.436;
Ведомости Верховного Совета СССР.1976.N 26, Ст.396;
Ведомости Верховного Совета СССР.1985.N 47, Ст.89;
Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета СССР.1989.N 1, Ст.28;
Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета СССР.1989.N 7, Ст.159;
Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета СССР.1991.N 15, Ст.419;
Собрание Постановлений Совета Министров СССР.1965.N 13,Ст.69;
Собрание Постановлений Совета Министров СССР.1973.N 7, Ст.32;
Собрание Постановлений Совета Министров СССР.1979.N 42, Ст.234;
Собрание Постановлений Совета Министров СССР.1986.N 48, Ст.134;
Собрание Постановлений Совета Министров СССР.1987.N 47, Ст.44;
Директивы ХХIV съезда КПСС по 5-летнему плану развития народного хозяйства на 1971-1975 гг. М.,1971,с.171.
Материалы ХХIV съезда КПСС. М.,1971.С.36-40,55-56,67-70,135-136.
Материально-техническое обеспечение народного хозяйства СССР. Стат.сб.М., 1988.
Литература:
Мазо Н.И. Организационная структура управления материально-техническим снабжением и ее совершенствование. - М.,1980. - 80 с.
Материально-техническое снабжение: отраслевые и региональные аспекты/К.В.Малахов, Селиванов А. И. - М.,1987. - 340[1] с.
Микалюнас Л.В., Минкин З.С.Материально-техническое снабжение: новый механизм хозяйственного расчета. - М.,1989.
Коржихина Т.П. Советское государство и его учреждения: ноябрь 1917 - декабрь 1991 гг.: Учеб.для вузов по спец. «История». 2-е изд., перераб. и доп.М.: РГГУ, 1994. - 418 с.
Куротченко В.С.Материально-техническое снабжение в новых условиях хозяйствования. - М., 1975. - 206 с.
Проблемы совершенствования материально-технического снабжения. Сборник статей. / под ред. В.С.Куротченко. - М.,1972. - 280 с.
Проценко О.Д.Организация планирования и управления материально-техническим снабжением. - М., 1982. - 86 с.
Цикулин В.А. История государственных учреждений СССР 1936-65 гг. - М.,1966.
Ваша корзина сейчас пуста.